?

Log in

No account? Create an account

earlier | next

О детском рисунке

Некоторые говорят, что я уже им все уши прогудела дурацкой теорией, что не надо показывать малышам, как рисовать домик, человечка, машину и т.п.
Аргументом дурацкости является то, что мы же учим детей говорить.
Мне кажется, здесь сравнение не совсем адекватное.
Мы учим человека произносить звуки, учим правильно сочетать их в слова, сочетать слова между собой. Какие-то базовые правила для того, чтобы твою речь понимали другие. При этом мы не учим, что если тебе надо признаться девочке в любви, скажи ей, что глаза у нее как глубокое озеро, а волосы черны как вороново крыло - хотя бы потому, что она может быть кареглазой блондинкой. Потому что в таких случаях надо уже чувствовать и отображать наружу то, что ты чувствуешь, а не клепать штамповки. При этом вполне можно научить тому, что "не желаете ли вы пройти в библиотеку" - это особое приглашение к конкретным действиям, принятое в твоей среде.
Так же и с рисунком. Можно показать, как пользоваться материалами, базовые формы (круг, палочку, квадрат, треугольник) и техники (мазюкать, тыкать, водить, макать...). М. Озерова рекомендует еще и рисовать всякие ощущения типа "как мы купались" или "моя обида на машу" - это и взрослым полезно. Можно рисовать с натуры, пытаясь постичь предмет в деталях: академический рисунок универсален и учит наблюдать.
А когда мы рисуем из раза в раз одинаковый примитивный домик или машину или цветок - который никто уже давно в жизни не видел, но который еще из нашего детства живет в головах - ребенок, которому мы этот цветок нарисовали, берет этот разжеванный образ и тоже начинает его штамповать. Вместо творчества получается репродуктив(с). Его, конечно, все узнают, но это механика, а не творчество. Оно зачем надо?
Я -- человек, который любит рисовать и даже иногда пытается думать. Я до сих пор, если меня среди ночи разбудить, нарисую эти три предмета так, как их в живую не видела. Потому что сидит глубоко в навыках и не требует усилий спросонья.
cliche
А когда встает задача нарисовать что-то менее знакомое, например, ретривера, выдру, хризантему или человека в вирасане -- там уже начинаешь искать фото или натуру, смотреть (!), искать главное(!), пытаться это главное изобразить. И вот тут-то и получается творчество, а не раскрасить новым узором очередную улитку по уже отработанной схеме, пусть даже и свою "фирменную".
О детском рисовании писала Марина Озерова, книга как раз о том, что маленькие дети рисуют свои ощущения и внутреннее переживание объекта, а не стремятся к внешнему сходству - и это надо ценить и дать этому развиться. Там же примеры, как рисуют дети, которым не показывали "стандарт". Меня впечатлило.
А желание "изображать похоже" придет в свое время.


Comments

( уже улиток: 15 — скатать улитку! )
(Удалённый комментарий)
stelle
21 янв, 2014 16:13 (UTC)
Так и зовут, О детском рисовании :)
http://www.artlebedev.ru/everything/izdal/o-detskom-risovanii/
Ее можно купить и в электронной версии.
vedmouse
21 янв, 2014 16:20 (UTC)
интересная теория )
а мне кажется, все равно потом ребенок прорвется через все шаблоны, если они, конечно, не совсем его придавили ) ведь какие разные художники и картины! а все начинали с ручки-ножки-огуречик

как вы там поживаете? холодно?)
stelle
21 янв, 2014 18:42 (UTC)
Ну вот я видела более суровую форму этого явления, когда перво- и второклассники на занятиях рисованием у шаржиста начинали рисовать точно таких же ворон или галчат в той же технике :)) штуки четыре от разных ребят.
Наверняка парашютистов они нарисуют по-другому :))
Видишь, еще вопрос авторитета. В школе мы рисовали кошек-принцесс 'как Саша', но это не то же самое, что тебе Важный Взрослый нарисовал.
Головоноги эволюционируют по мере того, как ребенок осознает тело и мир. То есть я сам придумал и рисовал человека как рот и ножки, а у него еще ручки есть, буду с ручками рисовать.
А вот многие ли взрослые рисуют цветочки-домики-машины по-другому? :)
Другой вопрос, насколько сильно они от этого страдают :)
vedmouse
21 янв, 2014 19:31 (UTC)
интересный вопрос, кстати ) есть ли люди, которые вообще не рисовали, допустим, а потом взяли в руки краски? какое у них вИдение?

я знаю тьму взрослых, которые вообще не могут машину изобразить! домик еще туда-сюда

но вот допустим, научили домик так, машину так. ведь это, получается, технику дали? а дальше развивай ее как хочешь?
stelle
21 янв, 2014 18:45 (UTC)
У нас вот вчера сменилась погода с -5 до -20, а так красотища была :)
Вы мерзнете, да?..
Главный вопрос на повестке: как и в каком объеме лечить малышовый кариес :)
vedmouse
21 янв, 2014 19:37 (UTC)
у нас мороз не такой большой, просто влажность, от этого сильнее ощущается
зато светлее )

лечить, говорят, надо весь (
eaniton
22 янв, 2014 01:18 (UTC)
Лечить малышовый кариес надо быстро( В отличие от взрослого, детский кариес развивается махом, причем сразу с гниением зуба. Вот как раз на прошлой неделе пришлось удалить Владику два зуба, хотя еще в прошлом году все было нормально(
la_nostalgie
21 янв, 2014 16:48 (UTC)
о, я тоже постоянно бегаю и всем навязываю эту книжку
stelle
21 янв, 2014 18:31 (UTC)
О, а все в ответ чего? :)
lershin
21 янв, 2014 16:57 (UTC)
Интересно. Спасибо, Маш.
Ванька пока увлеченно чиркает ручкой на бумаге и, когда удается стащить у меня портновский мел, мелом на этажерке.
stelle
21 янв, 2014 18:32 (UTC)
Саша пока рисует синего краба и звездочки и банку :)
Хотя недавно воронку с косичкой (утекающая из ванной вода) нарисовал :)
belk_
21 янв, 2014 23:48 (UTC)
ох, так хорошо♡
annasam
22 янв, 2014 07:19 (UTC)
Да! Познакомилась я с этой теорией в книгах Лены Макаровой. Но у меня оставался вопрос "а что делать, если ребенок сам просит нарисовать?" получила ответ на вебинаре по детскому рисованию у Семириной - рассматривать с деткой изображения того, что просит, но не рисовать самой.
stelle
22 янв, 2014 07:22 (UTC)
Ага, или рисовать по-разному?
( уже улиток: 15 — скатать улитку! )

stelle

Latest Month

Март 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com